Тетиев: большая история маленького города. - Все про Тетіїв та тетіївщину - Історія Тимошні - Каталог статей - Tetiy
Суббота
10.12.2016
00:16
Категорії розділу
Все про Тетіїв та тетіївщину [21]
Все про Бурківці [5]
Все про Високе [2]
Все про Галайки та Софіполь [2]
Все про Голодьки [2]
Все про Горошків [2]
Все про Денихівку [5]
Все про Дзвеняче [2]
Все про Дібрівку Дородку та Дубину [1]
Все про Кашперівку [3]
Все про Клюки [3]
Все про Кошів та Погреби [4]
Все про Михайлівку [1]
Все про Ненадиху [2]
Все про Пятигори та Одайполе [4]
Все про Росішки [2]
Все про Скибинці [3]
Все про Стадницю [2]
Все про Степове [2]
Все про Тайницю [1]
Все про Теліженці [3]
Все про Хмелівку [1]
Все про Черепин, Черепинку та Григорівку [1]
Форма входу
Новости загрузка новостей...
Тетиев
rp5.ua
Наше опитування
Оцените мой сайт
Всего ответов: 261
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
200

Tetiy

Каталог статей

Главная » Статьи » Історія Тимошні » Все про Тетіїв та тетіївщину

Тетиев: большая история маленького города.
ТЕТИЕВ: БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО ГОРОДА 

ЕТЮД КАРМИЧЕСКОЙ МОНОГРАФИИ ОТ ГАЛИНЫ ИСКРЕНКО 

1. ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ


  Там в далеком прошлом на реках Рось и Роська жили славянские племена, которые воевали между собой и особенно с племенами кочевников-пастухов-скотоводов. Что было на месте Тетиева во времена Трипольской культуры, во времена Скифов или Антов мы не знаем... Но в пределах города найдены римские монеты ІІ столетия нашей эры, бронзовый кинжал ІІ до нашей эры и оружие Сарматов І-ІІ веков нашей эры. 
  Мифы и славянские предания говорят нам, что ранее (но уже в Славянские времена) Тетиев назывался ТИМОШНЕЙ. Это вполне по-славянски: если первым селился Тимош, то селение - Тимошня, если Данило - то Данилкино. С тех времен древних сохранилось возле Тетиева 4 (четыре) кургана, но только два из них имеют названия: "Красная Могила" и "Зеленая Корчма". Сохранились остатки валов от старого городища, в котором жили в том числе и греки, которые имели здесь, возле Красной Могилы свою церковь, на месте которой потом была Николаевская церковь. Район старой Николаевской церкви и кургана Красная Могила - это древнейшее место, место древнейших захоронений жителей города.
  Во времена Ярослава Мудрого и особенно во времена Владимира Мономаха Киевская Русь вела многочисленные войны с Половцами. Половецкие ханы не раз грабили города-поселки русичей, сжигали урожай хлебов и сами деревянные наши дома. Но Русь Киевская была уже опытной державой не только в войне, но и в политике. Поэтому Ярослав Мудрый укрепил города по реке Рось, сделав форпостом город Юрьев, который позже украинские казаки назвали «Белая Церковь», а его потомок Великий Киевский князь Владимир Мономах не только побеждал половцев, но и предлагал им мирно жить в пределах Киевской Державы. Так хан половецкий Тугорхан отдал свою дочь замуж за великого Киевского князя Святополка, а потомки этого князя Тугорхана получили в вотчину ряд земель на границах Киевской Державы. Род Тугорхана владел Яготином, Сквирой, Володаркой и Тетиевом. Сама Тимошня по имени половецкого князя Тетия стала называться «ТЕТИЕВ»… Дочь хана Тугорхана, став великой княжной, не стала селиться на горе Киева (в детинце Игоря, Святослава и Владимира), а предпочла жить на острове, который ей напоминал о вольных степных кочевьях. Там были ее шатры и там были ее служанки-женщины… Вот почему этот остров в Киеве до сих пор называют «ТРУХАНОВ», хотя правильное его название – остров Тугорхана… Сам же Тугорхан погиб в бою с русичами, но за его храбрость и родство с Великим князем, он был торжественно захоронен в Киеве. Еще недавно его курган-могила была видна по улице Московской возле дома 44, где выходит улица Цитадельная… Так что Тетиев – это вотчина (имение) родни Великокняжеской Династии Киева, но по их половецким ветвям, по ветви Хана Тугорхана…

2. ПЕРИОД ПОЛЬСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

  Разруха и забвение после Батыя коснулись не только Киева, ни и Тетиева, и Володарки, и Сквиры… Краткий период Литовского владычества сменился властью Польского Королевства.
  В это время городом владели князья Острожские, один из которых в 1596 году перенес город на правый берег речки Роськи и построил замок на горе между устьями речьев-речушек Дубравки и Росишки…
  А уже в 1606 году Тетиев получил самоуправление по Магдебургскому праву. И очень обидно, что в Киеве есть памятник в честь Магдебургского права, а в Тетиеве такого знака-памятника нет…
  В городе Тетиев в ночь с 13 на 14 мая 1787 года имел обед и ночлег польский король Станислав Август, который ехал из Канева в Польшу и остановился в доме тетиевского воеводы Чернеховского. В 18 веке Тетиев был резиденцией Духовных деканов, которым были подвластны все 56 церквей. Крупные из них – в Володарке, в Соколовке, в Пятигорах… В Тетиеве (в центре) была Успенская и Николаевская церковь на Слободе.

3. НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО

  Если Хан Тетий упоминается в русских летописях в 1185 г. Как один из 417 взятых в плен половецких ханов…, то сам городок Тетиев впервые упомянут в исторических документах в 1514 году. С 17 века возле Тетиева выросли села Слобода, Плоханивка, Снигуривка…
  В 1628 году в Тетиеве было 770 домов, т.е. население было 2-3 тыс. чеовек.
  В 1848 году в Тетиеве жило 3700 православных, 202 католика и 1528 евреев…
  В 1853 году население Тетиева составляло 4488 человек, в том числе до 3000 крепостных крестьян. Надо отметить, что войны, особенно восстания и гражданские войны сильно подрывали рост народонаселения и даже меняли его состав.
  Так польские магнаты и католическое духовенство (и униаты) способствовали росту числа поляков и евреев в городе и около него. Восставшие украинские крестьяне угнетались, ограничивались их права и свободы. Поэтому много украинцев из Тетиева выехало в Слобожанщину, а в 1901- 1903 гг. в Херсонщину, Николаевщину, в Оренбург и даже в Уссурийский край. Если перед революцией и гражданской войной в Тетиеве жило до 10 000 человек, то в 1920 году население уменьшилось до 6000 человек. А в 1930 году население Тетиева составляло 8022 человека.
  Описания Тетиева упоминают две православные церкви, один костел, одну каплыцю, одну синагогу, медоваренный завод, шесть кузниц, 20 бакалейных лавок, 35 мануфактурных и галантерейных лавок, один лесной склад, одну пивную лавку, два аптечных склада, пять кожевенных лавок, одну контору нотариуса, одну типографию, одну больницу, две богадельни, один винный погреб и шесть постоялых дворов.
  Надо признать, что ранее Тетиев был большим торговым и даже промышленным городом и ему не зря было даровано самоуправление по Магдебургскому праву… Но при таком процветании в этом же городе Тетиев разыгрывались трагедии, боль и совершались ужасные преступления на почве межнациональных противоречий… В чем же дело? В чем их причина?

4. ГОРОД ТЕТИЕВ И ЕГО СУДЬБА ПЕРЕД ЛИЦОМ БОГА И ИСТОРИИ

  Кармическая историография говорит нам, что карма (Судьба) человека, семьи, рода, племени, города (селения) или народа находится в его руках и зависит от его поступков, дел и действий. Карма-Судьба может верстаться Моментами Силы, когда люди творят Добро и тем самым отрабатывают (улучшают) свою Судьбу-Карму, или моментами Слабости, когда люди совершают преступления, творят зло и тем самым нарабатывают (ухудшают) свою Карму-Судьбу… Так в чем же Карма, Кара и Дар Божий для города Тетиева???
  Еще во времена Тимошни в Тетиеве жили греки и славяне, а после поселения половцев и их хана Тетия городское население имело три корня трех национальных культур – греков, славян, половцев… Во времена польско-литовского владычества в Тетиев и его окрестности активно подселяли евреев и поляков. Где-то в конце 18-го, начале 19-го веков соотношение украинцев, поляков и евреев было уже 50%, 20% и 30%...
  Польские власти насильно насаждали унию и католицизм, угнетали украинцев и не способствовали развитию украинской культуры и самосознания. Опору польские власти находили в искусственной миграции, в «подселении» поляков и евреев… Князья Острожские, магнаты Заславский, Сангушко, Даровский, Чернеховский и другие активно поддерживали поляков (особенно шляхту) и евреев лавочников-капиталистов. Это вызвало ненависть у обездоленного украинского люда.
  Уже в войнах Богдана Хмельницкого 1648-1654 годов участвовала Тетиевская сотня Федченко и хорунжего Стаса. Но Андрусовское Перемирие России и Польши отдало Тетиев в Польское владычество, что резко усилило приток евреев и поляков, но это и нагнетало взаимную ненависть. В период войн Палия и особенно в период знаменитой Колиивщины украинцы Тетиева уничтожали шляхту и евреев. Отряды Серединенко, Фургульца, Дзяченко и Пташника по сути дела освободили район от Польского владычества.
  Но следует помнить, что восставшие войска Зализняка и Гонты иногда проявляли страшную жестокость в расправах над поляками и евреями, не щадя женщин и детей… Война «за веру» по золотой грамоте Екатерины Второй (как верили восставшие) быстро переросла в войту «за волю» и восставшие крепостные крестьяне, озлобленные тройным гнетом (язык, вера, бедность-нужда) не выдержали и учиняли жуткие расправы. Это привело к тому, что богачи-«можновладци» украинцы, поляки, евреи испугались и обратились за помощью к Русской Царице, и Екатерина Вторая послала русские войска, и те разбили восставших и взяли большинство из низ в плен.
  Восставшие не оказали русским особого сопротивления, т.к. верили, что воюют по повелению «Золотой Грамоты» Екатерины Второй.
  Русская администрация «умыла руки» от расправ над пленными украинцами, которых отдали полякам. А польские магнаты потеряли от ненависти чувство меры и учинили страшную расправу: в Тетиеве, за несколько дней в 1768 году было уничтожено более 1000 человек. В основном их вешали, рубили головы, садили на колья. Местные руководители восставших погибли тоже. Это Нечипоренко, Тишко Козак и другие. Расправой в г. Тетиев руководил Дзевчопольский… Похоронены казненные были под курганом-могилой недалеко от Тетиева (при дороге из Тетиева в Росишки). 
  Если русские власти своих подданных отправляли в Сибирь (в том числе и Зализняка), то поляки учинили массовые расправы, уничтожив десятки тысяч украинцев. Видимо это антихристианское действие и привело к падению Польского королевства. Ведь только Гонту уничтожали 14 дней, из которых 10 дней рвали кожу пасмами, затем рубили ноги, руки, вырвали сердце и отрубили голову… Я полагаю, что именно за это «штучки» пала Польша, а за свои «штучки» Екатерина Вторая получила восстание Пугачева буквально через несколько лет после Зализняка. Хотя надо признать, что и жестокие расправы людей Зализняка и Гонты над поляками и евреями оправдать нельзя. Их тоже надо резко осудить, ведь это тоже дьявольское наваждение и в этом одна из причин погибели восставших…
  Еще более трагична судьба евреев в городе Тетиев… Надо честно признать, что промышленность и торговлю в Тетиеве в значительной мере развивали евреи. Завод Гройсмана, завод Гишпарга, типография Копеля, Шмулевича, Круглянского, склады, лавки, аптека, мельницы… У евреев Тетиева была своя синагога и свое кладбище. Евреев как и поляков убивали в 1768 году, но особо жестоко их уничтожали в гражданскую войну.
  Так по данным Киевского областного Архива в Тетиеве за годы гражданской войны было уничтожено около 4000 евреев… И это при 12 000 населения… Причем последние «остатки» евреев (более сотни человек) были заживо сожжены прямо в синагоге Тетиева 24 марта 1920 года. >>>>
  Меня, например, удивляет, почему такой известный украинский писатель как Иван Драч, который родом из Телиженец, так об этой трагедии и не сумел написать??
  Уже с 22 октября 1800 года Тетиев стал Волосным центром Таращанского уезда (повиту) Киевской губернии, но русских в Тетиеве было очень мало. Хотя те из них, кто там появлялся, постепенно смешивались с украинцами и поляками. Волосным комиссаром Временного Правительства в 1917 году был местный богач Перевалов… В Тетиеве и сейчас много Переваловых, которые уже считают себя и стали украинцами, да и многие пишутся Перевалы, а не Переваловы…
  С февраля по март 1920 года бои с Красной Армией вели отряды Куравского (Палладия, Кочки, Барчука, Шляхтиченко). Этот отряд Куравского был поляками вооружен даже артиллерией, но он был разбит 17-ой дивизией Котовского. В июне 1920 года через Тетиев с боями прошли войска С.М. Буденного, К.Е. Ворошилова и О.Я. Пархоменко.


5. ПРАВДА И ЛОЖЬ «ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

  Советский Союз (СССР) официально именовали Державой Дружбы Народов. Но в это же время с 1917 по 1991 годы еврейское население Тетиева было уничтожено почти полностью. Окончательно евреев добили в 1941-1945 годах. Только одна-две могилы на снесенном старом еврейском кладбище в старом городе напоминают нам, что Тетиев был когда-то «в том числе и еврейским городом»…
  Даже памятника нет на месте сожжения евреев живьем, тем более нет памятника и 4000 евреев, убитым в годы гражданской войны. 
  Поляков в городе много, но они все «дружно» и «добровольно» стали украинцами по паспорту и по языку. Польский костел переделали в цех завода «Электронмаш», а в каплице, где высечена на польском языке надпись «Они восстанут из мертвых», теперь хранят инвалидные коляски и всякий иной хлам-склад…
А в старом городе в 200 метрах от Исполкома и бывшего райкома прямо на польских костях стоит Дворец Культуры и даже (уже построили) общественный туалет… Я лично собирала черепа, кости, волосы, зубы на этой «стройплощадке ада» - бывшем польском кладбище.
  Да и украинскую историю никто не щадит и не бережет. Особенно в плохом состоянии старые украинские кладбища. Так одно из них, которое недалеко от линии железной дороги, просто разровняли бульдозерами, заасфальтировали и сделали на нем автодром и мойку для машин. А ведь на этом кладбище похоронены тысячи жителей Тетиева, причем многие из них умершие в голодомор 1933 года… Есть сведения, что и курган, в котором похоронены восставшие в 1768 году крестьяне и казаки, разровняли и по их костям проложили дорогу.
  А разве есть памятные знаки сотнику Федченко, хорунжему Стасу и другим? Увы, нет и этого… 


6. ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ ТЕТИЕВЕ?

  Город Тетиев имеет древнюю, сложную и во многом трагичную историю. История этого города – это золотой фонд, фундамент духовности его жителей. Жители города Тетиев должны воспитывать своих детей на примерах из истории своего собственного города. А в этой истории много, очень много поучительного. Так как любая культура и любая цивилизация начинается с уважения и изучения своей истории, то история Тетиева должна быть написана, реально воплощена на его улицах и на его площадях.

  Как это сделать?
 Во-первых: надо улучшить условия существования краеведческого музея, обогатить содержание его экспозиций, в которых должно быть поменьше показухи типа прославления Ленина или Петлюры, которые к Тетиеву имели мало отношения. А надо больше карт самого города, больше схем его улиц, его заводов, его традиций в производстве и торговле.
 Надо поставить памятный знак на месте Красной Могилы (или Николаевской церкви) – в память о древних наших предках – основателях города Тетиева.
  Нужен памятный знак на месте останков древних валов города периода Тимошни и греческого торгового населения.
  Нужен памятный знак на месте кургана «Зеленая Корчма».
  Нужен памятный знак на месте замка князей Острожских.
  Нужен богатый и красивый памятник в честь дарования Тетиеву самоуправления по Магдебургскому Праву.
  Нужен памятный знак на месте дома Воеводы Чернеховского, где ночевал польский король Станислав Август.
  Нужен большой памятник на могиле участников Колиивщины, погибших в 1768 году.
  Нужен большой памятник на могиле участников Колиивщины, погибших в 1768 году.


Галина Искренко
Издательство НТЦ «Вариант-П»
г. Киев 1995 г.


Категория: Все про Тетіїв та тетіївщину | Добавил: SovaVest (11.09.2009)
Просмотров: 7775 | Рейтинг: 3.4/9
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]