ТЕТИЕВ: БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО ГОРОДА
ЕТЮД КАРМИЧЕСКОЙ МОНОГРАФИИ ОТ ГАЛИНЫ ИСКРЕНКО
1. ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ
Там
в далеком прошлом на реках Рось и Роська жили славянские племена,
которые воевали между собой и особенно с племенами
кочевников-пастухов-скотоводов. Что было на месте Тетиева во времена
Трипольской культуры, во времена Скифов или Антов мы не знаем... Но в
пределах города найдены римские монеты ІІ столетия нашей эры, бронзовый
кинжал ІІ до нашей эры и оружие Сарматов І-ІІ веков нашей эры.
Мифы и славянские предания говорят нам, что ранее (но уже в Славянские
времена) Тетиев назывался ТИМОШНЕЙ. Это вполне по-славянски: если
первым селился Тимош, то селение - Тимошня, если Данило - то Данилкино.
С тех времен древних сохранилось возле Тетиева 4 (четыре) кургана, но
только два из них имеют названия: "Красная Могила" и "Зеленая Корчма".
Сохранились остатки валов от старого городища, в котором жили в том
числе и греки, которые имели здесь, возле Красной Могилы свою церковь,
на месте которой потом была Николаевская церковь. Район старой
Николаевской церкви и кургана Красная Могила - это древнейшее место,
место древнейших захоронений жителей города.
Во времена Ярослава Мудрого и особенно во времена Владимира Мономаха
Киевская Русь вела многочисленные войны с Половцами. Половецкие ханы не
раз грабили города-поселки русичей, сжигали урожай хлебов и сами
деревянные наши дома. Но Русь Киевская была уже опытной державой не
только в войне, но и в политике. Поэтому Ярослав Мудрый укрепил города
по реке Рось, сделав форпостом город Юрьев, который позже украинские
казаки назвали «Белая Церковь», а его потомок Великий Киевский князь
Владимир Мономах не только побеждал половцев, но и предлагал им мирно
жить в пределах Киевской Державы. Так хан половецкий Тугорхан отдал
свою дочь замуж за великого Киевского князя Святополка, а потомки этого
князя Тугорхана получили в вотчину ряд земель на границах Киевской
Державы. Род Тугорхана владел Яготином, Сквирой, Володаркой и Тетиевом.
Сама Тимошня по имени половецкого князя Тетия стала называться
«ТЕТИЕВ»… Дочь хана Тугорхана, став великой княжной, не стала селиться
на горе Киева (в детинце Игоря, Святослава и Владимира), а предпочла
жить на острове, который ей напоминал о вольных степных кочевьях. Там
были ее шатры и там были ее служанки-женщины… Вот почему этот остров в
Киеве до сих пор называют «ТРУХАНОВ», хотя правильное его название –
остров Тугорхана… Сам же Тугорхан погиб в бою с русичами, но за его
храбрость и родство с Великим князем, он был торжественно захоронен в
Киеве. Еще недавно его курган-могила была видна по улице Московской
возле дома 44, где выходит улица Цитадельная… Так что Тетиев – это
вотчина (имение) родни Великокняжеской Династии Киева, но по их
половецким ветвям, по ветви Хана Тугорхана… 2. ПЕРИОД ПОЛЬСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
Разруха
и забвение после Батыя коснулись не только Киева, ни и Тетиева, и
Володарки, и Сквиры… Краткий период Литовского владычества сменился
властью Польского Королевства. В это время городом владели князья
Острожские, один из которых в 1596 году перенес город на правый берег
речки Роськи и построил замок на горе между устьями речьев-речушек
Дубравки и Росишки… А уже в 1606 году Тетиев получил
самоуправление по Магдебургскому праву. И очень обидно, что в Киеве
есть памятник в честь Магдебургского права, а в Тетиеве такого
знака-памятника нет… В городе Тетиев в ночь с 13 на 14 мая 1787
года имел обед и ночлег польский король Станислав Август, который ехал
из Канева в Польшу и остановился в доме тетиевского воеводы
Чернеховского. В 18 веке Тетиев был резиденцией Духовных деканов,
которым были подвластны все 56 церквей. Крупные из них – в Володарке, в
Соколовке, в Пятигорах… В Тетиеве (в центре) была Успенская и
Николаевская церковь на Слободе.
3. НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО
Если
Хан Тетий упоминается в русских летописях в 1185 г. Как один из 417
взятых в плен половецких ханов…, то сам городок Тетиев впервые упомянут
в исторических документах в 1514 году. С 17 века возле Тетиева выросли
села Слобода, Плоханивка, Снигуривка… В 1628 году в Тетиеве было 770 домов, т.е. население было 2-3 тыс. чеовек. В 1848 году в Тетиеве жило 3700 православных, 202 католика и 1528 евреев…
В 1853 году население Тетиева составляло 4488 человек, в том числе до
3000 крепостных крестьян. Надо отметить, что войны, особенно восстания
и гражданские войны сильно подрывали рост народонаселения и даже меняли
его состав. Так польские магнаты и католическое духовенство (и
униаты) способствовали росту числа поляков и евреев в городе и около
него. Восставшие украинские крестьяне угнетались, ограничивались их
права и свободы. Поэтому много украинцев из Тетиева выехало в
Слобожанщину, а в 1901- 1903 гг. в Херсонщину, Николаевщину, в Оренбург
и даже в Уссурийский край. Если перед революцией и гражданской войной в
Тетиеве жило до 10 000 человек, то в 1920 году население уменьшилось до
6000 человек. А в 1930 году население Тетиева составляло 8022 человека.
Описания Тетиева упоминают две православные церкви, один костел, одну
каплыцю, одну синагогу, медоваренный завод, шесть кузниц, 20 бакалейных
лавок, 35 мануфактурных и галантерейных лавок, один лесной склад, одну
пивную лавку, два аптечных склада, пять кожевенных лавок, одну контору
нотариуса, одну типографию, одну больницу, две богадельни, один винный
погреб и шесть постоялых дворов. Надо признать, что ранее Тетиев
был большим торговым и даже промышленным городом и ему не зря было
даровано самоуправление по Магдебургскому праву… Но при таком
процветании в этом же городе Тетиев разыгрывались трагедии, боль и
совершались ужасные преступления на почве межнациональных противоречий…
В чем же дело? В чем их причина?
4. ГОРОД ТЕТИЕВ И ЕГО СУДЬБА ПЕРЕД ЛИЦОМ БОГА И ИСТОРИИ
Кармическая
историография говорит нам, что карма (Судьба) человека, семьи, рода,
племени, города (селения) или народа находится в его руках и зависит от
его поступков, дел и действий. Карма-Судьба может верстаться Моментами
Силы, когда люди творят Добро и тем самым отрабатывают (улучшают) свою
Судьбу-Карму, или моментами Слабости, когда люди совершают
преступления, творят зло и тем самым нарабатывают (ухудшают) свою
Карму-Судьбу… Так в чем же Карма, Кара и Дар Божий для города Тетиева???
Еще во времена Тимошни в Тетиеве жили греки и славяне, а после
поселения половцев и их хана Тетия городское население имело три корня
трех национальных культур – греков, славян, половцев… Во времена
польско-литовского владычества в Тетиев и его окрестности активно
подселяли евреев и поляков. Где-то в конце 18-го, начале 19-го веков
соотношение украинцев, поляков и евреев было уже 50%, 20% и 30%...
Польские власти насильно насаждали унию и католицизм, угнетали
украинцев и не способствовали развитию украинской культуры и
самосознания. Опору польские власти находили в искусственной миграции,
в «подселении» поляков и евреев… Князья Острожские, магнаты Заславский,
Сангушко, Даровский, Чернеховский и другие активно поддерживали поляков
(особенно шляхту) и евреев лавочников-капиталистов. Это вызвало
ненависть у обездоленного украинского люда. Уже в войнах Богдана
Хмельницкого 1648-1654 годов участвовала Тетиевская сотня Федченко и
хорунжего Стаса. Но Андрусовское Перемирие России и Польши отдало
Тетиев в Польское владычество, что резко усилило приток евреев и
поляков, но это и нагнетало взаимную ненависть. В период войн Палия и
особенно в период знаменитой Колиивщины украинцы Тетиева уничтожали
шляхту и евреев. Отряды Серединенко, Фургульца, Дзяченко и Пташника по
сути дела освободили район от Польского владычества. Но следует
помнить, что восставшие войска Зализняка и Гонты иногда проявляли
страшную жестокость в расправах над поляками и евреями, не щадя женщин
и детей… Война «за веру» по золотой грамоте Екатерины Второй (как
верили восставшие) быстро переросла в войту «за волю» и восставшие
крепостные крестьяне, озлобленные тройным гнетом (язык, вера,
бедность-нужда) не выдержали и учиняли жуткие расправы. Это привело к
тому, что богачи-«можновладци» украинцы, поляки, евреи испугались и
обратились за помощью к Русской Царице, и Екатерина Вторая послала
русские войска, и те разбили восставших и взяли большинство из низ в
плен. Восставшие не оказали русским особого сопротивления, т.к. верили, что воюют по повелению «Золотой Грамоты» Екатерины Второй.
Русская администрация «умыла руки» от расправ над пленными украинцами,
которых отдали полякам. А польские магнаты потеряли от ненависти
чувство меры и учинили страшную расправу: в Тетиеве, за несколько дней
в 1768 году было уничтожено более 1000 человек. В основном их вешали,
рубили головы, садили на колья. Местные руководители восставших погибли
тоже. Это Нечипоренко, Тишко Козак и другие. Расправой в г. Тетиев
руководил Дзевчопольский… Похоронены казненные были под
курганом-могилой недалеко от Тетиева (при дороге из Тетиева в Росишки).
Если русские власти своих подданных отправляли в Сибирь (в том числе и
Зализняка), то поляки учинили массовые расправы, уничтожив десятки
тысяч украинцев. Видимо это антихристианское действие и привело к
падению Польского королевства. Ведь только Гонту уничтожали 14 дней, из
которых 10 дней рвали кожу пасмами, затем рубили ноги, руки, вырвали
сердце и отрубили голову… Я полагаю, что именно за это «штучки» пала
Польша, а за свои «штучки» Екатерина Вторая получила восстание Пугачева
буквально через несколько лет после Зализняка. Хотя надо признать, что
и жестокие расправы людей Зализняка и Гонты над поляками и евреями
оправдать нельзя. Их тоже надо резко осудить, ведь это тоже дьявольское
наваждение и в этом одна из причин погибели восставших… Еще более
трагична судьба евреев в городе Тетиев… Надо честно признать, что
промышленность и торговлю в Тетиеве в значительной мере развивали
евреи. Завод Гройсмана, завод Гишпарга, типография Копеля, Шмулевича,
Круглянского, склады, лавки, аптека, мельницы… У евреев Тетиева была
своя синагога и свое кладбище. Евреев как и поляков убивали в 1768
году, но особо жестоко их уничтожали в гражданскую войну. Так по
данным Киевского областного Архива в Тетиеве за годы гражданской войны
было уничтожено около 4000 евреев… И это при 12 000 населения… Причем
последние «остатки» евреев (более сотни человек) были заживо сожжены
прямо в синагоге Тетиева 24 марта 1920 года. >>>>
Меня, например, удивляет, почему такой известный украинский писатель
как Иван Драч, который родом из Телиженец, так об этой трагедии и не
сумел написать?? Уже с 22 октября 1800 года Тетиев стал Волосным
центром Таращанского уезда (повиту) Киевской губернии, но русских в
Тетиеве было очень мало. Хотя те из них, кто там появлялся, постепенно
смешивались с украинцами и поляками. Волосным комиссаром Временного
Правительства в 1917 году был местный богач Перевалов… В Тетиеве и
сейчас много Переваловых, которые уже считают себя и стали украинцами,
да и многие пишутся Перевалы, а не Переваловы… С февраля по март
1920 года бои с Красной Армией вели отряды Куравского (Палладия, Кочки,
Барчука, Шляхтиченко). Этот отряд Куравского был поляками вооружен даже
артиллерией, но он был разбит 17-ой дивизией Котовского. В июне 1920
года через Тетиев с боями прошли войска С.М. Буденного, К.Е. Ворошилова
и О.Я. Пархоменко.
5. ПРАВДА И ЛОЖЬ «ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Советский Союз (СССР) официально именовали Державой Дружбы Народов. Но
в это же время с 1917 по 1991 годы еврейское население Тетиева было
уничтожено почти полностью. Окончательно евреев добили в 1941-1945
годах. Только одна-две могилы на снесенном старом еврейском кладбище в
старом городе напоминают нам, что Тетиев был когда-то «в том числе и
еврейским городом»… Даже памятника нет на месте сожжения евреев живьем, тем более нет памятника и 4000 евреев, убитым в годы гражданской войны.
Поляков в городе много, но они все «дружно» и «добровольно» стали
украинцами по паспорту и по языку. Польский костел переделали в цех
завода «Электронмаш», а в каплице, где высечена на польском языке
надпись «Они восстанут из мертвых», теперь хранят инвалидные коляски и
всякий иной хлам-склад…
А в старом городе в 200 метрах от Исполкома и бывшего райкома прямо на польских костях стоит Дворец Культуры и
даже (уже построили) общественный туалет… Я лично собирала черепа,
кости, волосы, зубы на этой «стройплощадке ада» - бывшем польском
кладбище.
Да и украинскую историю никто не щадит и не бережет. Особенно в плохом
состоянии старые украинские кладбища. Так одно из них, которое недалеко
от линии железной дороги, просто разровняли бульдозерами,
заасфальтировали и сделали на нем автодром и мойку для машин. А ведь на
этом кладбище похоронены тысячи жителей Тетиева, причем многие из них
умершие в голодомор 1933 года… Есть сведения, что и курган, в котором
похоронены восставшие в 1768 году крестьяне и казаки, разровняли и по
их костям проложили дорогу. А разве есть памятные знаки сотнику Федченко, хорунжему Стасу и другим? Увы, нет и этого…
6. ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ ТЕТИЕВЕ?
Город Тетиев имеет древнюю, сложную и во многом трагичную историю.
История этого города – это золотой фонд, фундамент духовности его
жителей. Жители города Тетиев должны воспитывать своих детей на
примерах из истории своего собственного города. А в этой истории много,
очень много поучительного. Так как любая культура и любая цивилизация
начинается с уважения и изучения своей истории, то история Тетиева
должна быть написана, реально воплощена на его улицах и на его площадях.
Как это сделать? Во-первых:
надо улучшить условия существования краеведческого музея, обогатить
содержание его экспозиций, в которых должно быть поменьше показухи типа
прославления Ленина или Петлюры, которые к Тетиеву имели мало
отношения. А надо больше карт самого города, больше схем его улиц, его
заводов, его традиций в производстве и торговле. Надо поставить
памятный знак на месте Красной Могилы (или Николаевской церкви) – в
память о древних наших предках – основателях города Тетиева. Нужен памятный знак на месте останков древних валов города периода Тимошни и греческого торгового населения. Нужен памятный знак на месте кургана «Зеленая Корчма». Нужен памятный знак на месте замка князей Острожских. Нужен богатый и красивый памятник в честь дарования Тетиеву самоуправления по Магдебургскому Праву. Нужен памятный знак на месте дома Воеводы Чернеховского, где ночевал польский король Станислав Август. Нужен большой памятник на могиле участников Колиивщины, погибших в 1768 году. Нужен большой памятник на могиле участников Колиивщины, погибших в 1768 году.
Галина Искренко Издательство НТЦ «Вариант-П» г. Киев 1995 г.
|